Программа «Земский учитель» в 2021 году предусматривает вовлечение в небольшие населенные пункты и периферию квалифицированных преподавателей. Впервые о программе заговорили еще в 2019 году, а соответствующее постановление вступило в силу в январе прошлого года.
Сегодня мы подробно расскажем о программе «Земский учитель», а также узнаем, какие бонусы предусмотрены для специалистов.
Содержание
Цели программы
Если обратиться к результатам ГИА по разным регионам, то можно заметить разительные отличия между уровнем знаний у выпускников школ, расположенных в крупных городах и небольших населенных пунктах. Ожидается, что программа «Земский учитель» позволит решить ситуацию с неравномерным распределением кадров с одной стороны, а с другой – предоставит возможность получения работы молодым специалистам.
Важная информация! В рамках государственной программы осуществляется подбор педагогов для школ, расположенных в населенных пунктах с численностью населения не более 50 000 человек.
Исходя из статистических данных, из общего количества школ (а их около 42 тысяч) более 26 тысяч учебных заведений находятся в небольших населенных пунктах. Есть и другая тенденция, которая негативно сказывается на укомплектованности преподавательского состава: большинство выпускников педагогических ВУЗов не особо рвутся работать в «глубинке», отдавая предпочтение работе не по профилю или уезжая в города, где ищут вакантные места. Причин, по которым это происходит, несколько:
- город кажется более привлекательным для молодого специалиста;
- присутствует страх дополнительных трудностей (переезд, проблемы с жильем);
- уровень заработной платы (он по-прежнему остается низким).
В результате выходит весьма нелицеприятная картина: в городах педагоги не могут найти работу, потому что спрос значительно превышает предложение, а деревенские школы испытывают острую нехватку кадров. Соответственно, одной из основополагающих целей программы «Земский учитель» является создание привлекательных условий, которые помогут урегулировать кадровые вопросы в соответствии с региональным признаком.
Государственная программа предусматривает различные бонусы для сельских педагогов:
- просторные кабинеты и современное оборудование;
- заинтересованность местной администрации в создании благоприятных условий для работы преподавателя;
- оптимальная нагрузка на педагога (количество учебных часов, укомплектованность классов и небольшое количество учеников);
- премии, надбавки и компенсационные выплаты.
Разумеется, за счет средств из регионального бюджета реализовать полностью условия программы невозможно. Поэтому планируется, что часть денег школы получат из федерального бюджета.
Основные условия
Государственной программой предусмотрен механизм выплат непосредственно учителям, а не местным властям. Это позволит обеспечить адресное получение финансовой поддержки, а также снизит риск проявления отдельных коррупционных явлений. К основным условиям участия программы можно отнести:
- Участвовать в программе может специалист, имеющий среднее педагогическое или высшее образование.
- Специалист получает работу в населенном пункте, где численность населения не превышает 50 000 человек.
- Фактически педагог обязан отработать в предложенных условиях как минимум 5 лет с момента заключения договора.
Есть и другие базовые принципы, предусмотренные программой «Земский учитель»:
- оказание финансовой поддержки;
- предоставление жилья на время работы (по возможности);
- достаточная нагрузка на преподавателя, позволяющая рассчитывать на дополнительные выплаты по общему трудовому стажу;
- соответствие участника программы возрастным и профессиональным критериям.
Претенденты будут отобраны специальной комиссией на конкурсной основе. Необходимость в молодом специалисте должна быть подтверждена наличием вакантного места на протяжении длительного времени (от 1 учебного года и больше).
Какие регионы участвуют
Для регионов в 2021 году предусмотрено выделение средств из государственного бюджета в размере 4,4 млрд. рублей. Это значит, что при абсолютном выполнении плана и соблюдении всех условий 4400 победителей конкурсов могут рассчитывать на компенсационную поддержку.
О том, какие регионы смогут рассчитывать на финансовую поддержку, будет известно после официальной публикации итогов конкурса. Отбор претендентов будет происходить с 1 по 15 мая. В нынешнем году известно о запуске соответствующей программы в Хакассии, Чечне, Новосибирской и Омской области, Еврейском АО и других регионах.
Внимание! Некоторые регионы сообщают о дополнительном финансировании за счет средств муниципального бюджета.
Какую выплату получат участники
После подведения итогов конкурсной программы победитель подписывает договор со школой и органом местного самоуправления.
Специалист получит компенсацию в год официального трудоустройства до 1 декабря после заключения трехстороннего контракта на 5 лет. Участники договора: педагог, школа и местный орган самоуправления.
Деньги будут перечислены на счет педагога до декабря текущего года. Специалист сможет расходовать полученные средства по собственному усмотрению.
Финансовая поддержка от государства не предусматривает целевое использование средств. Педагог может потратить деньги на все, что захочет. Это может быть:
- покупка недвижимости;
- погашение ипотеки;
- погашение кредита;
- покупка автомобиля;
- плата за собственное обучение или расходы на других членов семьи;
- другие расходы на личные нужды.
Важная информация! В случае, если молодой специалист нарушит условия договора, компенсационную выплату придется вернуть в полном объеме.
Причинами расторжения контракта могут быть:
- несоответствие занимаемой должности;
- заявление на увольнение по собственному желанию;
- увольнение педагога «по статье» за систематические нарушения трудового договора.
Если деньги к моменту расторжения договора будут потрачены, взыскание будет происходить в судебном порядке.
Что требуется от участников
Условия программы для потенциальных участников:
- возрастные ограничения – педагог не должен быть старше 55 лет (учитывается срок завершения контракта);
- наличие профильного среднего или высшего образования;
- минимальная нагрузка за учебную неделю – 18 академических часов;
- предоставление жилья – необязательное условие.
Всем тем, кто желает принять участие в конкурсе «Земский учитель», нужно ознакомиться с предложенными вакансиями, представленными на официальной странице программы. После этого необходимо предоставить региональному оператору копии:
- паспорта;
- документа об образовании;
- аттестационных документов и трудовой книжки (для педагогов со стажем);
- официальное согласие на обработку персональных данных;
- официальное согласие на переезд.
Это важно! Если потенциальный участник конкурса не предоставляет согласие на переезд до 15 июня текущего года, то комиссия принимает решение об отказе участия в конкурсе.
Победитель будет определен по системе начисления баллов. Комиссия может самостоятельно скорректировать данные с учетом:
- реальной демографической ситуации в регионе;
- социально-экономических характеристик определенного региона;
- удаленности школы и степени развитости инфраструктуры.
Дополнительные баллы могут быть начислены в зависимости от реальной длительности свободных вакансий. Например:
- 5 баллов – вакансия свободна более трех лет.
- 3 балла – должность не занята 2–3 года.
- 1 балл – место пустует 1–2 года.
Бонусные 10 баллов можно получить в том случае, если населенный пункт, где будет работать потенциальный победитель, находится на значительном расстоянии (более 200 км) от регионального центра.
Из нескольких соискателей с одинаковыми результатами и количеством баллов победитель будет отобран по дате заявки.
Сроки и даты
Потенциальным участникам государственной программы «Земский учитель» следует обратить внимание на важные даты:
- 10 января–15 апреля – период подачи заявок;
- 16–30 апреля – отбор соискателей субъектами РФ;
- 1–15 мая – отбор победителей;
- до 1 сентября – заключение трехстороннего трудового договора с общеобразовательным учреждением;
- с 1 сентября по 1 декабря – оформление компенсационной выплаты и начисление средств на счет педагога.
Если по каким-либо причинам победитель конкурса не заключил договор со школой, его отчисляют из списка соискателей на компенсационную выплату, а его место может занять следующий по списку претендент.
Изменения сроков в связи с коронавирусом
В связи с нестабильной эпидемиологической ситуацией в большинстве регионов РФ было принято решение продлить сроки подачи документов на участие в программе. Пограничные даты можно узнать в органах местного самоуправления.
Достоинства и недостатки программы
С одной стороны, государственная программа должна решить вопросы с нехваткой кадров в глубинке и их переизбытком в больших городах и мегаполисах.
Подобные законопроекты разрабатывались и раньше. Разница в том, что в прошлых годах поддержка государства была ориентирована на молодых специалистов. «Земский учитель» позволяет сделать привлекательными условия переезда в глубинку для педагогов со стажем, которые, вполне возможно, устали от городской суеты и хотели бы заниматься любимым делом в более спокойной обстановке.
В то же время ряд экспертов, проанализировав условия программы, пришли к выводу, что законопроект не доработан должным образом. В частности, могут возникнуть следующие проблемы:
- Все учителя, прибывшие в сельскую местность, получают льготы только в первые годы работы, что не может способствовать закреплению специалиста на одном месте;
- Подавляющее большинство участников программы планируют отработать предусмотренные договором 5 лет и вернуться обратно;
- Гарантированное получение служебного жилья. Этот вопрос нужно решать на государственном и региональном уровне в частности. Зачастую именно отсутствие пригодной для проживания недвижимости является основополагающим фактором, который тянет в сторону принятия отрицательного решения. А в маленьких городах и деревнях ситуация с жильем выглядит не очень презентабельно.
Учитывать нужно и то, как отнесется руководство школы к новому педагогу и непосредственно сами ученики. Здесь нельзя не учитывать человеческий фактор.
Подводя итоги, можно сказать, что программа «Земский учитель» в 2021 году помогает частично решить кадровые вопросы и сбалансировать уровень образования школьников, но в то же время законопроект еще нужно дорабатывать, чтобы сделать его более привлекательным для специалистов.
Читайте также: